Прибыль: функции и разновидности торговой прибыли предприятия

Финансовый ликбез

Цель бизнеса — получение торговой прибыли. Это совокупный доход компании за вычетом издержек. Торговая прибыль является главным показателем эффективности бизнеса — она стимулирует предприятие на минимизацию расходов, увеличивает его рентабельность, ускоряет темпы развития.

Функции торговой прибыли

Две основные функции, которые выполняет прибыль:

  1. Инвестирование;
  2. Потребление.

Потребление приводит к выводу средств из компании, инвестирование направлено на ее развитие.

В качестве примера влияния инвестиций на рост можно рассмотреть обратный случай — проанализировать сложности развития бесприбыльного предприятия, у которого весь доход тратится на компенсацию производственных затрат.

В этой ситуации из-за отсутствия свободных денег из раза в раз повторяется один и тот же производственный цикл, при котором отсутствует возможность вложения средств в развитие.

При стабильном внешнем фоне такая цикличность может продолжаться достаточно долго, но ухудшение условий потребует перестройки работы, что при отсутствии прибыли сделать сложно — придется продавать часть имущества, брать кредит, закрываться.

Для успешно работающей компании такие сложности отсутствуют, своевременные инвестиции в развитие увеличивают прибыльность бизнеса.

Разновидности прибыли

Торговая прибыль зависит от условий формирования и классифицируется следующим образом.

По объему издержек выделяют два типа прибыли:

  1. Бухгалтерская;
  2. Экономическая.

Первая представляет обычную разницу между выручкой и издержками, а вторая еще учитывает дополнительные расходы, в том числе незапланированные премиальные, траты на чиновников и др.

По конечному результату бывает прибыль:

  1. Нормативная;
  2. Максимально возможная;
  3. Недополученная;
  4. Отрицательная.

По типу налогообложения различают:

  1. Облагаемая налогом;
  2. Необлагаемая.

По типу осуществляемой деятельности выделяют:

  1. Прибыль от финансовой деятельности;
  2. От производственной;
  3. От инвестиционной деятельности;

По регулярности различают:

  1. Сезонную;
  2. Нормированную;
  3. Предельную прибыль.

Налогооблагаемая прибыль

Налоги сопровождают деятельность любого работающего предприятия. Именно после налоговых вычетов оно получает чистую выручку, расходует ее по своему усмотрению.

Налогом облагается прибыль, которая определяется как разница между дебетом и кредитом. Чем выше доход предприятия при сохранении расходов, тем большая сумма налогооблагаемой прибыли и выше отчисления на налоги.

При увеличении расходов снижаются и налоговые отчисления в бюджет. На расходы, которые снижают налогооблагаемую прибыль, влияют затраты, связанные с производством — на покупку сырья, оплату труда работников, на амортизационные отчисления.

Немалое влияние на размер налогооблагаемой торговой прибыли оказывают внереализационные косвенные расходы. Это могут быть траты на оплату процентов заемных средств, судебные издержки, расходы на аннулирование производственных заказов.

Очевидно, что если компания работает без прибыли, то есть сумма доходов и расходов одинакова или затраты превышают доходную часть, то налогооблагаемая прибыль отсутствует.

Маржинальная прибыль

Доход предприятия, обеспечивающий безубыточность работы, получил название маржинальной торговой прибыли. Она рассчитывается как разница между общей выручкой, полученной от реализации продукции без НДС, и затратами на производство.

Для формирования оптимальной суммы маржинальной прибыли используют маржинальный анализ. Касаемо производимой продукции он дает возможность установить, какой товар производить выгодно, а изготовление какого необходимо остановить из-за низкой рентабельности.


Кроме того, маржинальный анализ помогает определить зону безубыточности производственного предприятия, порог рентабельности, оценить эффективность его работы, дает возможность получить другие важные показатели.

В заключении предлагаю посмотреть короткий и полезный видео-ролик, где Андрей Ванин говорит о фондовом рынке и о важности прибыли в фундаментальном анализе компании:

0 0 vote
Рейтинг статьи

Оцените статью
"КакРасти.ru"
Подписаться
Уведомление о
guest
2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Анна
Анна
1 год назад

Интересно, что автор подразумевал под «тратами на чиновников»?

Анатолий Колупаев
1 год назад
Reply to  Анна

Насколько я понимаю, у каждой компании есть траты, которые могут быть непредвиденными и не всегда обоснованными. В данном случае я думаю идёт речь о представительских расходах с целью уладить какие-либо междоусобицы с властью или просто для «поддержания отношений»)

2
0
Пожалуйста, прокомментируйтеx
()
x